Главная

Любишь свое дело? Наслаждайся им! Татьяна Геннадьевна Орешенко, доцент кафедры систем автоматического управления

Мы продолжаем серию научно-популярных статей и интервью, в которых раскрываются сущность и основные параметры научно-исследовательской работы и технологических разработок Университета Решетнёва. Сегодня в поле зрения Татьяна Орешенко (Долгова), руководитель двух лабораторий, доцент, участник грантовых проектов. Читатель убедится, что у электронно-лучевой сварки в атмосфере — человеческое, женское лицо.

 

Справка:
Орешенко Татьяна Геннадьевна.
Образование — СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2010, специальность — «Системы управления летательными аппаратами», квалификация — – инженер.
Научные интересы — автоматизация технологических процессов, машиностроение, электронно-лучевая сварка.
Диссертация «Автоматизация наведения луча на стык при электронно-лучевой сварке в атмосфере».
Гранты — от Фонда Потанина, в соавторстве.
Личные увлечения — рисование, садоводство, пианино. Замужем, сын.

 

– Добрый день, Татьяна Геннадьевна! Расскажите, пожалуйста, о себе и своей научной деятельности.

– Сейчас я работаю в первую очередь доцентом кафедры систем автоматического управления, с 2020 года также являюсь старшим научным сотрудником лаборатории имитационного моделирования и руководителем темы. Место руководителя я занимаю уже год. Получилось это несколько неожиданно для меня, тем не менее работа мне знакома по опыту прошлой деятельности, кроме того, дипломная работа у меня была по тематике лаборатории.

– В каком году Вы поступили и окончили обучение?

– После окончания специалитета я в 2010 году поступила в аспирантуру. Основным местом работы у меня на тот период было АО «Красмаш», где в общей сложности я работала ведущим инженером-конструктором. Проблематика производства и дала вдохновение, необходимое для написания научной работы, которую я успешно защитила в 2013 году под руководством профессора нашей кафедры, доктора технических наук В.Я. Бравермана.

– Вы проходили какие-либо стажировки во время обучения?

–Я очень много времени провела в командировках, когда работала на предприятии, стажировки были и в НПО «Техномаш» и ИПК «Машприбор», посетила много конференций в разных городах страны.

– Вы поступили в наш вуз в аспирантуру, а где Вы закончили бакалавриат?

– Скажу сразу, бакалавриата и магистратуры у нас ещё в то время не было. Был специалитет, пять с половиной лет с 2004 года мы учились по специальности «Системы управления летательными аппаратами».

– Почему Вы выбрали именно эту специальность?

–В моей школе была очень сильная подготовка. Все учителя очень ответственно подходили к обучению. Очень много внимания уделялось математике, физике и программированию. Уроки информатики посвящались разбору алгоритмов, визуализации. В то время не у всех компьютеры были, поэтому мы сидели дома и в тетрадках писали алгоритмы, потом приходили в школу и набирали их, и ведь у нас даже что-то получалось, писали коды игр, скринсейверов. Исходя из этого, мечтала стать программистом, но получилось несколько иначе. Когда я приехала поступать в вуз, меня посетило странное чувство, что я буду учиться именно здесь. В приемной комиссии посоветовали поступить на приборостроение, в соответствии с моими запросами, вот я туда и попала.

– То есть Вы не жалеете, что поступили в наш вуз?

– Нет, не жалею. Обучение в университете дало очень многое. В первую очередь – это возможность, когда ты ещё учишься, поработать на предприятии. Причём работать целый семестр. На 5 курсе я пришла на практику в конструкторское бюро, помощником инженера, это был непередаваемый опыт, который в дальнейшем позволил успешно работать на заводе.

– Вы планируете постоянно работать в вузе или — если будет выгодное предложение — уйти отсюда?

–Нельзя сказать точно, ведь такие решения зависят от множества факторов. Вообще работа преподавателя мне нравится, ведь это большая эмоциональная подпитка от студентов, а также та работа, которая позволяет все время развиваться.

– Как Вы пришли на «Красмаш»?

– После защиты дипломной работы я находилась в поиске места для трудоустройства, но долго это не продлилось – мне позвонили из конструкторского отдела, где я проходила ранее практику, и предложили продолжить сотрудничество.

– У Вас есть какие-либо интересы, отдалённые от работы?

– Интересов у меня много, не всегда на них хватает времени, ведь я много времени посвящаю воспитанию сына – ему пять лет и его обучением я занимаюсь сама. Так что первое увлечение, которому я предаюсь, когда появляется свободная минутка — это рисование, хотя художественную школу я не заканчивала, я самоучка. Конечно же, еще книги – я много читаю, обычно это научные, научно-популярные книги или что-либо из жанра фантастики. Иногда я играю на пианино. У нас вообще очень музыкальная семья. Муж играет на любых инструментах, он самоучка. Ему сказали, что у него нет слуха, но он буквально за минуту подберет на слух любую мелодию. Еще у меня в мечтах вырастить свой сад. Иду к этому мелкими шажками.

– Почему Вы не остались в музыке?

– У меня на тот период не было своего инструмента, поэтому перед каждым занятием мне приходилось несколько дней ходить в дом культуры и всё отрабатывать. Я договаривалась играть там, пока никого нет, и прямо в зрительном зале репетировала. То есть фактически когда были концерты, я была морально готова выступать. Кроме того, музыкой я начала заниматься в позднем возрасте, обычно же начинают с начальных классов. А так как я начала заниматься музыкой со средней школы, это могло помешать подготовке к вступительным экзаменам. Тогда как раз вводился ЕГЭ и параллельно мы сдавали обычные экзамены, математику и русский. Времени было не так много, и здесь одно с другим несколько не стыковалось, поэтому пришлось чем-то пожертвовать. Вообще эта многоплановость занятий в школе, вузе и после вуза очень сильно повлияла на то, кем я являюсь сейчас.

– Как называются Ваши лаборатории?

– Лаборатория комплексных электрических испытаний и лаборатория имитационного моделирования. В одной мы проводим испытания нашего оборудования, в другой мы осуществляем разработку и сборку этого оборудования.

– Вы нам его покажете?

– Да, конечно. Здесь создают опытные образцы плат, после отработки которых уже можно создавать рабочие изделия для имитаторов систем электропитания, при помощи которых проводятся испытания электрических систем летательного аппарата. Оборудование, которое мы создаем, должно работать в определённом диапазоне температур, поэтому после сборки изделий мы на определенном этапе испытаний помещаем их в термокамеру и запускаем термоциклирование в определенном диапазоне температур. После этого мы проверяем работоспособность изделия, соответствие его характеристик заявленным. Как правило, все испытания контролируются военными представителями.

Также в лабораториях в настоящее время проводятся обучающие занятия, пишутся дипломные проекты, собирают тестовые образцы. Эти работы в дальнейшем могут перетекать в опытно-конструкторские, научно-исследовательские работы, но начало этих работ начинается именно здесь с курсовых и дипломных работ студентов, когда осуществляется проверка идей, которые могут превратиться в нечто большее и через год, и через пять – десять лет.

– Как проходит работа студентов в этих лабораториях?

– Когда студенты приходят на практику, мы в первую очередь стараемся определить интересующую их тематику, сопоставить их с задачами, стоящими перед лабораторией.

После этого студенту дается задача подобрать соответствующий теоретический материал, задаются вопросы, выдаются образцы, после чего начинается математическое моделирование, и в случае удовлетворительной математической модели мы можем приступать к сбору материальной части. Затем идёт экспериментальная отработка (тестирование, отладка), и из этого выходит готовая работа.

– У студентов, которые проходят практику в лаборатории, есть возможность остаться здесь работать?

– Да, такие у нас есть, выпускники, которые остались здесь работать, являются сейчас сотрудниками лаборатории.

– А какие ещё есть перспективы у студентов?

– Круг предприятий, куда они могут пойти работать, очень широкий. Приборостроение – это такая тематика, которая присутствует на предприятиях практически всей авиа-космической отрасли. Так, выпускники наших специальностей могут трудоустроиться на Миасский машиностроительный завод, АО «Государственный ракетный центр имени академика В.П.Макеева», Златоустовский машиностроительный завод, АО «Красмаш», АО «ИСС имени академика М.Ф. Решетнева», ЦКБ «Геофизика», ИПК «Машприбор» и НПО «Техномаш» в Москве, а также малые конструкторские бюро, которые занимаются проектированием и разработкой беспилотных летательных аппаратов, что сейчас является очень актуальным направлением. Каждый студент может найти свою область по интересам. Выпускники этой специальности могут быть инженерами-технологами, инженерами-конструкторами, инженерами-испытателями.

Также у нас существует третье направление обучения совместно с Учебным военным центром, в рамках которого студенты получают квалификацию «инженер» и офицерское звание «лейтенант». Такое взаимодействие благоприятно отражается на карьерном самоопределении обучающихся. Следует отметить, что подобная специализация позволяет осваивать технические системы с разных сторон, ведь одно дело — когда ты создаёшь, изготавливаешь, испытываешь техническую систему, а другое — когда необходима точность и правильность действий при эксплуатации этих установок, их техническом обслуживании. Это та инженерная работа, которая в рамках других направлений обучения остаётся чаще за кадром. В то же время в реальной жизни нужны инженеры, которые знают не только, как устроена система, но и особенности эксплуатирующего систему персонала, и они могут совместить эти два момента.

– А какая зарплата у выпускников?

– От средней и выше. Верхняя граница зависит от стажа работы и от того, насколько человек находит себя в этом деле, потому что, если человек не чувствует себя нужным и важным, он не сможет психологически зарабатывать на таком месте. Он находится в поиске и рано или поздно находит себе то место, где он и зарабатывает, и получает удовольствие от этой работы. Это всё зависит от силы характера человека. Наши выпускники отличаются как раз таким поисковым характером, и они себя находят.

– Над какими проектами Вы в данный момент работаете?

– Сейчас мы работаем над крупным проектом, который начат еще в 2020 году, — создание имитатора системы электропитания по заказу АО «ИСС». Он используется для испытания бортовых систем. Сейчас коллектив усиленно трудится над исследованиями. В данный момент на согласование ушла конструкторская документация по этой тематике. Надеемся, что в ближайшее время как раз поступят детали, и мы наконец-то приступим к полноценной сборке устройства.

– Какой совет Вы можете дать студентам и абитуриентам?

– Самый главный совет – не прекращать учиться даже после окончания вуза. Мы всю жизнь чему-то учимся, каждый раз, когда перед нами встают какие-то трудности, мы несмотря ни на что продолжаем учиться, и мы либо эту трудность преодолеваем, когда обучаемся, либо мы не преодолеваем, потому что не учимся.

Важно завести себе настольную книгу: кому-то интересны книги по специальности, кому-то книги по наведению ракет, кому-то может показаться интересным, как работает роботизированный станок или как происходит расчёт траектории космического аппарата при межпланетных путешествиях. Мы забываем о том, что есть какие-то моменты, которые мы не знаем, но нам они интересны. В какой-то момент мы перестаем этим интересоваться, ввиду загруженности жизни, но такая книга должна быть у каждого. Она помогает оставлять где-то глубоко в подсознании мечту, а мечта — это ещё один двигатель, который позволяет всегда двигаться дальше, несмотря ни на что.

 

Текст подготовлен Кариной Нестеровой и Елизаветой Грищенко